i  
Главная » 2015 » Сентябрь » 11 » /Из истории школы-интернат/Акчуринская Ковка кадров
07:13
/Из истории школы-интернат/Акчуринская Ковка кадров

Акчуринская ковка кадров

 

[1] Он родился в том же Неверкинском районе Пензенской области, что и родители известных братьев Акчуриных, один из которых в звании генерал-полковника командовал зенитными ракетными войсками ПВО СССР, а другой стал знаменитым кардиохирургом, академиком РАЕН, лауреатом Государственной премии СССР и России. Но с этими братьями Абдулла Закирович только однофамилец. Он обучался в Ульяновском училище, но не был родственником членов симбирской династии Акчуриных, входивших во второй половине XIX — начале XX веков в группу наиболее влиятельных производителей сукна в поволжском регионе. И здесь только совпадение фамилий, хотя если уйти вглубь веков, то не исключено, что родственные корни у средневолжских однофамильцев могут быть выявлены. Ведь ниточки от Акчуры Адашева, пожалованного княженьем в 1509 году, расходятся во многие регионы России и за ее рубежи. Но речь пойдет не об этом, а об одном из «знаковых» людей камышлинской земли — А.З. Акчурине, память о славных делах которого живет в сердцах сельчан и выходцев из него, а фамилия увековечена в названии местного учебного заведения.

Камышлинцем Абдулла стал после Великой Отечественной войны, когда его, восстановившегося после тяжелого ранения фронтовика, в марте 1945 года направили преподавателем военного дела в местный сельскохозяйственный техникум. А до этого уроженец чувашско-татарской деревни Адельшино Пензенской области, окончивший школу по месту рождения, поступил в Ульяновское педучилище и затем до начала войны работал учителем татарского языка и литературы в Карноварской семилетней школе родного Неверкинского района.

[Выпускается 10 «Б» класс средней школы, 1957 год]

Выпускается 10 «Б» класс средней школы, 1957 год

В июле 1941 года 17 летний юноша добровольцем прибыл в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но дорога в зону боевых действий лежала через Куйбышевское пехотное училище, проучившись в котором несколько месяцев Абдулла стал младшим командиром и был включен в состав 85-й морской стрелковой бригады, сформированной поздней осенью в Похвистнево за счет личного состава Черноморского флота и военно-морских учебных заведений. В конце первого года войны бригада добрались до Карельского фронта.

[С сестрами Кашифёй, Саниёй, зятем и племянниками, Запорожье]

С сестрами Кашифёй, Саниёй, зятем и племянниками, Запорожье

Здесь Абдулла был командиром взвода станковых пулеметов, а потом возглавил взвод разведки. Как написано в школьном сочинении «Мои бабушка и дедушка в годы Великой Отечественной войны» внука Ильдара Кленкова, его будущий дед за добычу «языка» был на¬гражден медалью «За боевые заслуги».

Что касается моряков, составлявших в оморсбр (отдельная морская стрелковая бригада) от 20 до 50% личного состава, то они выступали цементирующей основой личного состава, умевшей храбро сражаться с неприятелем и достойно погибать. Так, в августе 1942 года командование бригады решило разгромить гарнизон противника в деревне Ондозеро и освободить военнопленных. Планировалось, что 180 десантников в темноте переправятся на западный берег Ондозера и утром нападут на гарнизон. В это же время две роты должны были завязать бой с неприятелем на переднем крае его обороны у губы Лакеи. Но когда началась операция, слаженных действий не получилось.

[Заседает педсовет школы-интерната]

Заседает педсовет школы-интерната

Десантники в ходе многочасового боя были оттеснены к берегу, и там им просто некуда было деться, поскольку лодки противник потопил минометным огнем. Как вспоминают финские ветераны, русские вели себя мужественно и, не желая сдаваться в плен, взрывали себя ручными гранатами. Они ложились группами по 2-3 человека на гранату животами, прикрывшись брезентом. По сведениям финнов, так погибло около 50 десантников.

[Директор спецшколы-интерната в своем кабинете]

Директор спецшколы-интерната в своем кабинете

Другие сражения и операции брига¬да проводила успешно. Когда год спустя фашисты перешли в массированное на¬ступление на участке ее обороны, то понесли большие потери и отказались от продолжения атаки. В конце февраля 1944 года на базе 61-й и 85-й оморсбр была сформирована 83-я стрелковая дивизия, и уже в ее составе, пять месяцев спустя, А. Акчурин был тяжело ра¬нен. Впоследствии он рассказывал об этом так: «Немецкая мина разорвалась, когда мы лежали под большой сосной, прикрывшей нас. Я был ранен в спину и смутно помню, как на «волокуше» ока¬зался в палатке». После этого начались скитания по госпиталям Петрозаводска, Кирова и Свердловска, кончившиеся переводом в резерв отдела кадров ПриВО в Куйбышеве.

Одним словом, новому военруку было что рассказать учащимся техни¬кума о войне и солдатской доле. Правда, свои заслуги он не выпячивал, а говорил о мужестве бойцов бригады, хотя сам имел орден Отечественной войны I сте¬пени и более 10 медалей. Кроме види¬мой отметины война оставила ему и не¬видимую — в виде 12 осколков в легких.

[Экзамен по столярному делу в школе-интернате, 1978 год]

Экзамен по столярному делу в школе-интернате, 1978 год

После техникума Абдулла работал в Камышлинском татарском педагогическом училище, а затем, пройдя обучение в областной партийной школе с 1946 г. по 1948 г., был направлен в Камышлинский район заведующим районо. Со временем ему доверяют должность заместителя председателя райисполкома.

Напряженную деятельность в совет¬ских органах он сумел соединить с заоч¬ной учебой на историческом факультете Куйбышевского пединститута, который окончил в 1951 году и начал работать

преподавателем истории в Камышлинском татарском педучилище.  Пройдет пять лет, и Абдуллу Закирови-ча назначают директором Камышлинской средней школы. При этом он продолжал оттачивать свое учительское мастерство, постоянно углубляя знания по истории и географии благодаря дополнительной литературе, выписываемым книгам по почте и наглядным пособиям.

Выпускница 1957 года Дильбар Шигапова (Валитова) вспоминала, как к нему относились ученики: «Для нас директор был одним из любимых учителей школы. Он очень много знал, отвечал на все наши вопросы, в том числе и не связанные с историей. Абдулла Закирович был строгим и требовательным, но главное — очень справедливым. В нас он видел задатки способностей и учил их развивать». А если к этому добавить, что даже у мальчишек-старшеклассников он отложился в памяти как красивый брюнет выше среднего роста, в темно-синем костюме и при галстуке, то можно представить степень восхищения школьников своим директором-учителем.

[На праздновании 20-летия школы-интерната]

На праздновании 20-летия школы-интерната

В характеристиках выпускников, которые они получали вместе с атте¬статом зрелости, руководитель школы старался не только зафиксировать их отношение к учебе, одноклассникам и общественной работе, но и сформули¬ровать пожелания на будущее. Упомя¬нутой уже Дильбар написали, что ей надо развивать задатки артистической деятельности. Но она не мечтала стать актрисой и не пошла по этому пути, хотя и поныне с удовольствием поет и читает стихи. Ее слушали москвичи и куйбышевцы, тольяттинцы и бугуль-минцы, жители Оренбургской области и земляки.

[8]

Директор и ученики средней школы на лыжной прогулке, вторая половина 1950-х годов

Другой выпускник этой школы Алексей Панин, ставший заслуженным работником культуры, в любой приезд в Камышлу навещал своего учителя, с которым ему потом посчастливилось и вместе поработать в школе. Его тепло приняли в родном заведении и всячески помогали, поскольку директор был хорошим наставником, воспитавшим плеяду учителей и привыкшим поддерживать новичков коллектива.

За шесть директорских лет А.З. Акчурину пришлось решать множество административных вопросов, с которыми он так же успешно справлялся, как и с преподаванием истории. Умелая организация им общественности, учителей и старшеклассников на такие мероприятия, как озеленение улиц и школьного участка, запомнилась землякам. А благодаря его инициативности, настойчивости и знанию тонкостей чиновничьей работы Камышлинская средняя школа получила тогда новое здание.

Видимо, успешное руководство этим коллективом и привело к директорству Абдуллы Закировича в новом учебном заведении — вспомогательной школе-интернате для детей с недостатками умственного развития. Она была открыта в 1964 году в соответствии с приказом № 360 по Куйбышевскому отделу народного образования. В пустовавшем здании бывшего педагогического училища предполагалось обучать и воспитывать детей из сел нескольких сосед¬них районов. Но для этого требовалось оснастить учебные классы и игровые комнаты, оборудовать теплые спальни и столовую, сформировать коллектив учителей и воспитателей, способный «обогреть» питомцев.

[Дружинный сбор в школе-интернате]

Дружинный сбор в школе-интернате

Когда в ряды воспитанников школы-интерната влились ребятишки из детского дома, директор стал задерживаться на работе еще дольше, чтобы обеспечить особое отношение к ним. Члены педколлектива несли из дома все, что могли, стараясь окружить этих детей отеческой и материнской заботой, откликаться на их любые просьбы. Однажды к Абдулле Закировичу во время перемены подошел такой новичок-первоклассник и, потрогав значок «Отличник народного просвещения СССР» на костюме руководителя школы, сказал: «Дайте мне его поносить». «Я тебе завтра принесу значок лучше этого», -ответил директор, и выполнил свое обещание, попросив поделиться значком сына и дочку, которые в то время занимались фалеристикой. Постепенно их коллекция значков перекочевала на одежду других интернатских ребятишек, которые также стали обращаться к Абдулле абы с аналогичной просьбой.

[В санатории имени В.Чкалова, Самара, 1994 год]

В санатории имени В.Чкалова, Самара, 1994 год

При всей своей занятости он находил возможность играть с воспитанниками в бильярд, удивляя их своим умением загонять шары в лузы. А ларчик открывался просто: бильярдный стол достался вспомогательной школе вместе с помещением педучилища, руководство которого в свое время устраивало соревнования для учителей, и преподаватель Акчурин тогда попадал в призеры.

Сумев   добросовестно организовать все начальные преобразования во вверенном заведении, директор снова пошел по кабинетам, чтобы убедить властные структуры в необходимости строительства нового здания для школы-интерната. И убедил — 1 сентября 1978 года на самом красивом месте Камышлы распахнул свои двери только что возведенный 3-этажный комплекс школы с мастерскими, швейным цехом, актовым и спортивным залами и пр. Со временем воспитанники вместе с Абдуллой Закировичем посадили возле школы сад, в котором росли яблони и облепиха, черная и красная смородина. В день именин детей угощали вареньем из плодов этого сада.

[А. Акчурин стал лейтенантом, 2000 год]

А. Акчурин стал лейтенантом, 2000 год

А директор не успокаивался на достигнутом — теперь его хождения по ор¬ганам власти были связаны с неудовлетворительными жилищными условиями многих членов трудового коллектива школы-интерната. Его умение убеждать и не отступать, решать вопросы в корректной форме без использования непечатных оборотов речи, растущий авторитет и немножко везения — все это в конце-концов «продавливало». Так и появилось здание, которое в 1987 году заселили интернатские учителя и воспитатели, а также педагоги средней школы и СПТУ Новый дом сельчане ста¬ли называть учительским.

Это случилось в последний год директорства А. Акчурина, который в дальнейшем некоторое время не расставался со своим детищем и в 70-летнем возрасте работал в нем учителем истории. В итоге общий педагогический стаж у отличника народного просвещения СССР и РСФСР составил 53 года. И за это время он «выковал» из армии школьников и учащихся достойных граждан своей страны, а из работавших с ним учителей и воспитателей — чутких и добросовестных педагогов.

Абдулле Закировичу удавалось собирать в руководимых им коллективах настоящие команды энтузиастов и единомышленников, болеющих, как и он, за общее дело. Его верными соратниками были Салих и Сагит Багаутдиновы, Амина Валиахметова, Фарид Зайнуллин, Мария Кондратьева, Людмила и Фаина Красновы, Альфия Мусина, Марат Насыров, Юрий и Алексей Панины, Самария Шамкаева, Нажия Шарапова, Халик Каримов и многие другие.

[С внуками на обработке урожая лука, 2000 год]

С внуками на обработке урожая лука, 2000 год

В конце 80-х годов Абдулла эфенди возглавил инициативную группу по восстановлению Камышлинского района. «Он настойчиво нагружал нас организационно-информационными делами, — вспоминает член этой группы, почетный гражданин района Х.Г. Нигматуллин, — часто отправлял в разные населенные пункты, а также на встречи с руководителями области, сам участвовал в этих поездках». Благодаря настойчивости группы и ветру перемен Президиум Верховного Совета РСФСР 4 марта 1991 года принял Указ: «Образовать в Самарской области Камышлинский район с административным центром в селе Камышла за счет части территории Клявлинского района согласно представленной карте».

То есть на заслуженный отдых Абдулла абы выходил уже в Камышлин-ском районе. Став пенсионером, он 10 лет возглавлял районный совет ветеранов войны и труда, проведя за это время множество мероприятий для членов этой организации и встреч с ними. В 2000 году был участником Парада Победы на Красной площади Москвы. Тогда же ему присвоили очередное воинское звание — лейтенант.

Очевидно, что получение звездочек на погоны запасника Абдуллу Закиро-вича не интересовало, как и получение почетных гражданских званий и наград. А вот на семейном фронте он преуспел.

В послевоенной Камышле Абдулла стал женатым человеком, встретив на политзанятиях свою половину. О том, как они жили с супругой Хазяр, какими надеж¬ными людьми выросли их дети и внуки, можно прочитать в статье об известном окулисте района Х.К. Акчуриной, размещенной в этом же номере журнала. «Он был настоящим семьянином, — считает Хазяр Кашфиевна, — любящим мужем, отцом и дедом, который опекал и за¬ботился о нас всех. Дети и внуки гордились им и очень его любили».

А он постоянно заботился о них, помогая и советуя, обучая и опережая желания домочадцев всех поколений. Как верно подметила одна из соседок, семья Акчуриных была защищена главой семьи как желток в яйце, поскольку он умел просчитывать ситуации и принимать верные решения. Абдулла абы еще в 50-е годы провел в дом водопровод, и тогда это была большая редкость на селе. Он с охотой и удовольствием работал на приусадебном участке, любил сажать деревья и кустарники, выращивал завидный урожай овощей, все делал обстоятельно. Наблюдательные сельчане подмечали: «Абдулла Закирович разбивает грядки с геометрической точностью».

Он вел здоровый образ жизни, занимался физкультурой и, отказавшись от личного транспорта, всегда ходил пешком, причем и на дальние расстояния. Зять Акчурин сразу понравился родителям Хазяр апа, особенно тестю Сафину поскольку оба были немногословными, но меткими на слово и раскрывавшимися людьми, если человек им понравился. Объединял их еще интерес к политической жизни и международным делам. А когда с пропагандистом первых лет советской власти Кашфи абы встречались оба его зятя: политический обозреватель Казанского телевидения Шаукат и лектор-международник общества «Знание» Абдулла, то для всех троих начиналось информационное пиршество.

Акчурины частенько ездили на родину Абдуллы Закировича — деревню Адельшино, которая теперь числится бывшей деревней, поскольку почти 40 лет назад включена в черту села Каменный Овраг Неверкинского района.

На территории района в 1921-22 гг., в отличие от большинства других мест Пензенской области, наблюдался жестокий голод и массовая гибель людей в связи с неурожаем и Гражданской войной. Спасаясь от голода, многие люди ушли в соседние уезды и другие регионы. Так, видимо, в конце 20-х годов по¬ступили родители знаменитых братьев Акчуриных, о которых упоминалось в начале статьи, поскольку и будущий крупный военачальник Расим, и ныне известный кардиохирург Ренат родились в Узбекской ССР.

Крестьянская семья Акчуриных, в которой Абдулла был вторым ребенком из девяти, родные места не покинула. Отец детей Закир, красивый статный мужчина, служивший в царской армии, относился к бедным слоям. А мама Магруй, выросшая в обеспеченной семье муллы, была одаренной натурой и до за¬мужества играла в спектаклях местного театра. В юные годы она переписыва¬лась с подругой на арабском языке, со¬чиняла на нем стихи. Как единственная грамотная девушка в деревне, вела ру¬кописную книгу, куда вносила сведения о дате рождения каждого ребенка.

Старшие их дети Хафиз, Абдулла и Сара помогали родителям поднимать младших, причем двое первых с 14 лет стали зарабатывать своим трудом. Потом вклад в общую копилку стали вносить остальные дети, и Акчурины сумели выжить, не потеряв никого в довоенное время.

Вот как сложилась дальнейшая жизнь братьев и сестер Абдуллы абы: Хафиз воевал в 1939 году на Халхин-Голе и вернулся весь израненный. После Великой Отечественной войны поехал в Казахстан, работал на целине, жил в Целинограде. Сара в годы войны трудилась на тракторе и комбайне в колхозе, а после стала швеей-профессионалом, передовиком производства. Рамис отправился работать в Актюбинск, а сестры Сания и Кашифя — на Днепрогэс. Там они встретили своих будущих мужей и позже переехали в Запорожье. Асия в период обучения в Камышлинском педучилище жила в семье брата, а все остальное время (как и Сара, и Камиль) — на малой родине. Кашаф трагически умер в 17-летнем возрасте, и Магруй Алимовна, дожившая до 84 лет, всегда причитала о нем.

Все сестры и братья очень тепло относились друг другу, общаясь до конца жизни. Они были мастерами своего дела, работящими и смекалистыми людьми, которые отличались прямотой и непосредственностью, щедростью и веселым нравом. Любое дело спорилось у них в руках и сопровождалось прибаутками. В их компании всегда слышались шутки и смех. Со стороны могло показаться, что у братьев-сестер вместо разговора -сплошная перепалка, но это была лишь негласная форма проявления глубокой родственной привязанности. Акчурины принимали и любили друг друга, такими какие они есть, умели радоваться жизни, за которую им пришлось побороться.

При возвращении домой после отдыха в Крыму Абдулла эфенди всегда заезжал в Запорожье. Увидев однажды, какая солидная подготовка проводится к его визиту, юный племянник Айрат изрек: «Наверное, Сталина ждем». Не менее радушно всех родственников встречали и в Камышле, где они ездили на рыбалку и в лес, ходили в гости, помогали по хозяйству и далеко за полночь ложились спать, вспоминая детство и родителей. Гвоздем вечерне-ночной программы были анекдоты и подборки смешных ответов учеников, которые воспроизводил хозяин дома. Массу комментариев родственников всегда вызывал ответ ученика о правах советских граждан. По его мнению, прав было три: на учение, лечение и обеспечение. Одним словом, братья и сестры Абдуллы абы приезжали в заволжское село с большим удовольствием.

Ныне из родных Абдуллы Закировича здравствует только Сания апа, по-прежнему живущая в Запорожье. Она после ухода на пенсию стала посещать мечеть, читает по-арабски молитвы, а в 1998 году совершила хадж. Жива-здорова и его супруга Хазяр Кашфиевна, кото¬рую боготворили свекор со свекровью, добавляя семье сына положительных эмоций.

Хазяр апа воспринимала мужа таким, какой он есть — с активной жизненной позицией, имеющим на все свою точку зрения и не меняющим ее, если она не совпадала с мнением власть имущих; не завидующим чужому успеху. Взявшись за какое-либо дело, Абдулла эфенди уходил в него с головой и на всю мощь включал свои знания и наработанный опыт. Его никогда не интересо¬вали сплетни, интриги, и членам своей семьи он говорил: «Будьте выше их».

Заместитель (завуч) А.З. Акчурина в школе-интернате, ныне почетный гражданин района Ф.А. Зайнуллин, вспоминая совместную деятельность, подчеркивает, что его директор к любой работе относился честно и добросовестно. Так же старался трудиться и коллектив этого заведения, со временем став одним из лучших в области и удержав высокую марку до наших дней. Удается это потому, что, как говорят сами учителя, многие из них «кованы» в акчуринские времена.

В декабре 2011 года, через восемь лет после кончины своего первого директора, школа-интернат получила его имя. Ходатайствовали об этом педколлектив, ветеранское сообщество и многие жители села.

[50-летие школы-интерната, 2014 год]

50-летие школы-интерната, 2014 год

А в ноябре минувшего года в Доме культуры Камышлинского района состоялось торжество, посвященное 50-летию специальной (коррекционной) школы-интерната имени А.З. Акчурина. С юбилейной датой педагогов и воспитанников заведения поздравили Глава администрации района Рафаэль Багаутдинов, руководители организаций и учреждений райцентра, представители областного министерства образования и науки, выпускники школы и ветераны педагогического труда. В этот день теплые слова адресовали депутаты Самарской Губернской Думы и районного Собрания представителей, партнеры и друзья. Многие гости отметили, что в последние годы школа-интернат поднялась на качественно новый уровень и перешла из режима становления материальной базы в режим развития. Значит, акчуринская ковка по-прежнему в силе!

Многое сделал Абдулла Закирович для развития ставшего родным района, для подрастающего поколения сельчан и взрослых жителей. Вся его жизнь прошла в борьбе: за свободу страны — на фронте, за лучшие условия обучения и жизнедеятельности камышлинцев — в мирные годы. И нигде он не проиграл. Поэтому гордится своим мужем и принадлежностью к фамилии Акчурины Хазяр апа, сохраняя в доме обстановку, бывшую при супруге, и его вещи. Поэтому талантливого руководителя, любимого учителя, справедливого человека и энергичного общественного деятеля помнит Камышла.

2014 год ознаменован радостным событием для камышлинского школы-интерната имени А.З. Акчурина — полувековой юбилей.

Для сегодняшних воспитанников и педагогов школы многие страницы истории школы малознакомы, поэтому коллектив образовательного учреждения решила претворить в жизнь социальный проект “Школа — вчера, сегодня, завтра”, посвященный данному событию. Школа имеет 50-летнюю историю, она насыщена интересными фактами, достижениями, которые реализовывались благодаря упорному труду руководителей, педагогического коллектива и работников школы. Скольким выпускникам открыла школа дорогу в жизнь…


********************************

Замил  Садриев:

Нынешний год особенный — Камышлинской школе-интернату исполняется 50 лет! Сегодня со словами поздравления я обращаюсь к своим коллегам — преподавателям и воспитателям, техническим работникам и воспитанникам — это праздник каждого из нас.
В школе учат не только читать, писать и считать, но и думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе-интернате учат жить, в школе-интернате учатся жить. Мы все очень хотим, чтобы наши дети уверенно чувствовали себя во взрослой жизни, чтобы смогли в будущем создать свои крепкие семьи. Мы верим, что все наши воспитанники любят школу, которая стала для них родным домом, где есть теплая постель, хлеб насущный, где ребенку уютно и комфортно, где работают родные ему люди, которых он уважает и которым доверяет.

********************************************

Работа над проектом дала возможность не только глубже и лучше изучить историю своей школы, но и узнать о работниках школы, об их вкладе в ее развитие, о дальнейшей судьбе выпускников, помогла наметить пути совершенствования школы и с достоинством провести мероприятия, посвященные 50-летнему юбилею. Результаты проекта открыли новые странички в летописи школы-интерната, стали определенным вкладом в сохранение исторических данных о ней. Ведь знать прошлое – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Собранный материал обогатил школьный музей и вызвал у всех участников проекта интерес к истории родного края и школы.
Школа была открыта в июне 1964 года. Размещалась она в нескольких корпусах. Учебный корпус занимал три здания (начальные классы, обувная, столярная мастерская, старшие классы).
Школа всегда шла в ногу со временем, и какие бы задачи перед ней не ставились, достойно с ними справлялась. Руководили коллективом умные, бескорыстные, энергичные и талантливые директора. Первым директором Камышлинской вспомогательной школы – интерната был Абдулла Акчурин. Благодаря его неутомимому труду и настойчивости, волевому и целеустремленному характеру, 1 сентября 1978 года открыла свои двери новая трехэтажная школа. Теперь эта школа-интернат носит имя А.З. Акчурина.
В течение 14 лет коллектив школы возглавлял Марат Насыров, который щедро вкдадывал свои силы и знания делу просвещения. Будучи руководителем, он не оставался в стороне от спортивной жизни школы и села. Воспитанники занимали призовые места, как в командном, так и в индивидуальном зачете.
Сегодня руководит школой отличник просвещения РФ Замил Садриев. Это руководитель современных взглядов, с активной жизненной позицией, способный творчески подходить к профессиональной деятельности. Требовательность, принципиальность и самостоятельность в решении поставленных задач снискали уважение и авторитет коллег, учащихся и их родителей. Благодаря его хозяйской хватке, упорству и настойчивости школа преобразилась. Приобретены новое оборудование к урокам, мебель, создан компьютерный класс, ежегодно проводится ремонт помещений и т.д.
Коллектив образовательного учреждения дружный и творческий. Это единое содружество, сплоченное годами. Доказательством тому является результат участия во многих областных, окружных и районных мероприятиях педагогов Т.С. Сабировой, Л.Н. Мингатиновой, Т.М. Сабировой, В.Р. Егоровой, Ф.Х. Шариповой, Т.Т. Гарифуллиной, М.Г. Хайруллиной, Р.А. Шарафутдиновой, И.И. Фатхутдиновой, Г.А. Аглиуллиной, Э.М. Раяновой.
В 2013 году коллектив школы занял второе место в районном конкурсе среди образовательных коллективов района «Семья — будущее России», посвященном году семьи. В 2014 году школа показала лучший результат в спартакиаде среди образовательных коллективов района.
У успешных педагогов успешны и дети. Дети с нарушениями интеллекта наряду с другими принимают активное участие в районных, зональных, областных смотрах, конкурсах, соревнованиях, занимая призовые места.  Коллектив школы старается интегрировать умственно отсталого ребёнка в общество уже сейчас, находясь в стенах родной школы. Так в областной спартакиаде среди специальных коррекционных школ команда учащихся школы-интерната имени А.З. Акчурина заняла II место. Алексей Чернер принял участие в конкурсе «Безопасный труд в моем представлении» и был награжден дипломом и ценным призом Министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области. Лауреатами III степени в номинации «Эстрадный вокал» XII областного фестиваля художественного, спортивного, прикладного и технического творчества молодежи «Зимняя сказка» стали А. Орлов, Д. Храмова, лауреатами II степени в номинации «Эстрадный танец» — М. Носырева, А. Лукошкина, С. Вишневецкий, А. Першин. Диплом III степени регионального этапа Международного конкурса на лучший школьный учебно-практический проект «Природа, Человек, Страна-2013» награждена К. Кугушева, диплома II степени областного конкурса социально-значимых проектов «Моя страна — моя Россия» удостоены С. Чумаев, М. Колесников, Д. Кугушев. Грамотой за II место в областных соревнованиях по боулингу поощрены М. Носырева, М. Шарафиев. Именной премии Губернатора Самарской области удостоена Т. Николаева, одержавшая победу в номинации «Физическая культура и спорт».
Сегодня образовательную деятельность осуществляют 34 педагога. В школе обучается 115 детей разной национальности со всей Самарской области, в том числе 52 сироты. Всем им требуется особая помощь в процессе обучения и воспитания. Школа имеет все условия для осуществления образовательного коррекционно-развивающего процесса. Здесь создана служба, где работают специалисты, ведущие коррекционно – развивающий образовательный процесс. Созданы методические объединения специалистов коррекционной педагогики, учителей начальных классов и технологии, воспитателей. Успешно функционирует школьный психолого-медико-педагогический консилиум, который тесно сотрудничает с областной комиссией. Для обеспечения здоровьесберегающей среды организовано круглосуточное медицинское сопровождение.
Для обслуживания комплексной программы реабилитации в стенах школы создан диагностический и лечебно-реабилитационный медицинский блок, состоящий из специальных кабинетов, оснащенных соответствующим оборудованием. Имеется кабинет лечебной физкультуры и ритмики, где занятия проводятся по группам в соответствии с медицинскими показателями. Ежегодно все воспитанники проходят лечение в санаториях Самарской области, отдыхают в летних оздоровительных лагерях в сопровождении своих учителей и воспитателей.
Профессиональная трудовая подготовка ведётся по четырем направлениям: швейное, столярное, обувное дело и сельскохозяйственный труд. Уроки проходят в мастерских. В весенне-летний период учащиеся 5-9 классов заняты сельскохозяйственным трудом на пришкольном участке.
В процессе обучения большое значение придаётся проектной деятельности. Под руководством учителей выполнены социально-значимые проекты для поселения Камышла. В рамках акции «Живи, родник» восстановлены два родника Кара топ и Нуруллинский. В ходе проектной работы «Сад моей мечты» в честь 65-летия победы в Великой Отечественной войне воспитанники под руководством педагогов посадили 65 саженцев яблонь.
Говоря о знаменательной для школы дате, с благодарностью хочется вспомнить о ветеранах педагогического труда и техническом персонале. О людях, которые отдали всё самое лучшее и светлое этой школе, которые долгие годы делят с нами все праздники и будни.

«Камышлинские известия»

 

Просмотров: 1037 | Добавил: Эльза | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: